Токарев Б. Часть I. Методика встречного сегментирования наукоемких рынков для поиска ниш.
Окно рыночное
Рыночная ниша — небольшая часть рынка с высоким спросом на продукцию и низкой конкуренцией. Если правильно определиться со специализацией, то у компании будет рыночное преимущество, гарантирующее успех. Спрос в рыночной нише подвержен частым изменениям. Чтобы бизнес выжил и остался на плаву, требуется высокая гибкость производства.
Рыночная ниша, модель ниши и др. Мне пришлось заняться поиском определения термина «рыночная ниша». Удалось найти множество дефиниций, приведенных широко известными классиками маркетинга и широко известными в узких кругах специалистами. Не буду их все перечислять, смею заверить, что этих определений тьма. Причем все они всегда страдают ограниченностью и не всегда определенностью. Главный недостаток их в том, что определения не дают четкой границы между «сегментом» рынка и «рыночной нишей».
Целевой сегмент - это однородная группа потребителей целевого рынка фирмы, обладающая схожими потребностями и покупательскими привычками по отношению к товару фирмы. К выбору целевых сегментов рынка предъявляется ряд требований: сегмент должен быть однороден. Для сокращения постоянных и переменных издержек продаж необходимо добиться высокого уровня специализации всего комплекса маркетинговых работ в выбранном сегменте рынка. Этого можно достичь в том случае, когда сегмент достаточно однороден с точки зрения использованных критериев сегментации. Существенные изменения реальных граничных значений данных критериев "размывают" сегмент и повышают затраты на продвижени товаров, что ослабляет позицию продавца товаров и является причиной сокращения ее доли в разрабатываемом сегменте рынка; eмкость сегмента рынка должна соответствовать возможностям фирмы, продающей товар.